Пусть судьба растопчет меня, я посмотрю, не станет ли ей стыдно. (c) Макиавелли
Сегодня снова поговорим о фотографии. И тема сегодня – Боке.
![](http://static.diary.ru/userdir/3/0/9/4/309466/81483414.jpg)
Итак, для начала разберемся с понятием «боке». Я все это время думала, что боке это кружочки или звездочки на заднем фоне, возникающие при размытии огоньков и бликов на заднем фоне. Но это не так. Слово это японского происхождения и переводится как «размытость», «нечёткость», и боке обозначается любое размытие фона, то есть когда фон не в фокусе. Вы не представляете, какой у меня произошел разрыв шаблона, когда я это узнала!
И тут становится очевидно два основных типа боке: голливудский и кремовый. Голливудское боке – это как раз яркие пятна на заднем фоне от гирлянд, бликов и огоньков, потому что при съемке фильмов часто снимают так, чтобы были подобные пятна. Хотя мне кажется, что ассоциация связана с яркостью. У меня Голливуд ассоциируется с чем-то ярким. Кремовое боке – это плавное размытие фона, которое чаще всего встречается на фотографиях, хотя, как я читала, не все объективы помогают добиться идеального «крема». Даже добавить нечего.
Далее голливудское боке делится еще на несколько видов. Я бы поделила на «естественные», на форму которых влияет только форма диафрагмы, и «искусственные», на форму которых влияют фильтры или трафареты, а также «плотности света». «Естественные» могут быть круглые, многогранные и звездочки. Как я уже сказала, на форму влияет форма диафрагмы. «Искусственные» могут быть звездочками, благодаря фильтрам, и любой формы, благодаря трафаретам. По «плотности света» боке делаться на светящимся равномерно, ярче по краям или в центре
Это классификация моя собственная на основе прочитанного и просмотренного.
![](http://static.diary.ru/userdir/3/0/9/4/309466/81483417.jpg)
Добиться боке можно двумя основными способами: с помощью оборудования и программного обеспечения. Удивлены? С программным все просто: в программе Photoshop наиболее сходное с оптическим размытие получается при использовании фильтра Lens Blur (размытие при малой глубине резкости). Однако существуют сторонние плагины и отдельные программы для имитации разнообразных рисунков объективов, например, AlienSkin Bokeh. Полного, 100% сходства они, конечно, не дадут, но имитировать этот эффект могут довольно качественно.
Ниже перечислены факторы, которые влияют на боке с технической стороны:
1. Фокусное расстояние объектива. Чем больше фокусное расстояние объектива — тем проще добиться размытия заднего фона, увеличить степень размытия.
2. Светосила объектива. Чем больше относительное отверстие (чем меньше число F), тем проще можно добиться сильного размытия изображения в не зоне резкости и увеличить кружочки нерезкости вне зоны ГРИП.
3. Вид отверстия диафрагмы. Обычно, диафрагма при закрытии не может оставаться такой же круглой, как при полностью открытом состоянии. Это связано с ограниченным количеством лепестков диафрагмы. При закрытых диафрагмах вместо дисков (кружочков, кругляшков) в зоне нерезкости появляются многоугольные фигуры.
4. Дистанция фокусировки. Чем ближе положения фокусера к МДФ (минимальной дистанции фокусировки), тем сильней будет размытие. Потому, даже на «темный» объектив можно получить хорошее размытие, снимая предметы крупным планом, когда объектив сфокусирован настолько близко, насколько это возможно. Проведите эксперимент, возьмите свой китовый объектив (либо, любой другой), отключите автоматическую фокусировку, установите МДФ и попытайтесь снять какую либо мелочь, например, вазон, чашку чая. Потом посмотрите на зону нерезкости, она будет сильно размыта.
5. Оптическая схема объектива, которая, собственно и формирует необычный узор для каждого объектива в отдельности. Лично я считаю хорошей оптической схемой с приятным боке, схему типа Sonnar. Но сейчас просто море других хороших объективов с непонятными многолизновыми схемами и приятным боке.
6. Косвенно влияет размер матрицы. Просто, с одним и тем же объективом для одной и той же композиции (компоновки кадра) с разной величиной матрицы будет разная дистанция фокусировки, потому, и интенсивность размытия выше. Более детально в разделе про Кроп-Фактор.
7. Задний и передний план. Очень важно, чтобы было понимание, что рисунок размытия зависит от того, что будет размываться. Яркие одиночные источники света обычно превращаются в светящиеся диски, а однородный фон в мягкую пластичную кашу.
![](http://static.diary.ru/userdir/3/0/9/4/309466/81483419.jpg)
Боке наиболее важно для портретной и макро съемки, потому что именно в них необходимо отделить объект съемки от фона, размыть фон, чтобы он не отвлекал от модели.
Теперь немного философии. Нет понятия «правильного» или «неправильного» боке. Это все очень субъективно. Но стоит признать, что оно не везде уместно и оно не должно отвлекать от главного объекта фотографии, если конечно само боке не главное в фотографии.
Дальше надо было бы написать про личный опыт. Ну, он наверно есть у всех, особенно в кремовом. (Фото внизу с ребенком - это мной сделанное фото моей племяшки.) А вот «кружочки» я никогда не делала. Внизу будет две ссылки как сделать красивые «кружочки».
На этом все. Это первая из статей, которую я писала сама, прочитав кучу сайтов (ссылки на них в источниках) с минимальным цитированием. Это заняло у меня пол рабочего дня (не долго, меня постоянно отвлекал телефон!!!), но мне кажется, что это правильно и неплохой шаг вперед. Правда времени это отнимает больше, чем я думала. Надеюсь, вам все понятно и понравилось. Спасибо за внимание и удачки!
![](http://static.diary.ru/userdir/3/0/9/4/309466/81483452.jpg)
Как сделать красивые "кружочки":
photo-monster.ru/lessons/read/sozdanie-krasivog...
photolunch.ru/2011/12/kak-poluchit-effect-boke-...
Источники
Боке
![](http://static.diary.ru/userdir/3/0/9/4/309466/81483414.jpg)
Итак, для начала разберемся с понятием «боке». Я все это время думала, что боке это кружочки или звездочки на заднем фоне, возникающие при размытии огоньков и бликов на заднем фоне. Но это не так. Слово это японского происхождения и переводится как «размытость», «нечёткость», и боке обозначается любое размытие фона, то есть когда фон не в фокусе. Вы не представляете, какой у меня произошел разрыв шаблона, когда я это узнала!
И тут становится очевидно два основных типа боке: голливудский и кремовый. Голливудское боке – это как раз яркие пятна на заднем фоне от гирлянд, бликов и огоньков, потому что при съемке фильмов часто снимают так, чтобы были подобные пятна. Хотя мне кажется, что ассоциация связана с яркостью. У меня Голливуд ассоциируется с чем-то ярким. Кремовое боке – это плавное размытие фона, которое чаще всего встречается на фотографиях, хотя, как я читала, не все объективы помогают добиться идеального «крема». Даже добавить нечего.
Далее голливудское боке делится еще на несколько видов. Я бы поделила на «естественные», на форму которых влияет только форма диафрагмы, и «искусственные», на форму которых влияют фильтры или трафареты, а также «плотности света». «Естественные» могут быть круглые, многогранные и звездочки. Как я уже сказала, на форму влияет форма диафрагмы. «Искусственные» могут быть звездочками, благодаря фильтрам, и любой формы, благодаря трафаретам. По «плотности света» боке делаться на светящимся равномерно, ярче по краям или в центре
Это классификация моя собственная на основе прочитанного и просмотренного.
![](http://static.diary.ru/userdir/3/0/9/4/309466/81483417.jpg)
Добиться боке можно двумя основными способами: с помощью оборудования и программного обеспечения. Удивлены? С программным все просто: в программе Photoshop наиболее сходное с оптическим размытие получается при использовании фильтра Lens Blur (размытие при малой глубине резкости). Однако существуют сторонние плагины и отдельные программы для имитации разнообразных рисунков объективов, например, AlienSkin Bokeh. Полного, 100% сходства они, конечно, не дадут, но имитировать этот эффект могут довольно качественно.
Ниже перечислены факторы, которые влияют на боке с технической стороны:
1. Фокусное расстояние объектива. Чем больше фокусное расстояние объектива — тем проще добиться размытия заднего фона, увеличить степень размытия.
2. Светосила объектива. Чем больше относительное отверстие (чем меньше число F), тем проще можно добиться сильного размытия изображения в не зоне резкости и увеличить кружочки нерезкости вне зоны ГРИП.
3. Вид отверстия диафрагмы. Обычно, диафрагма при закрытии не может оставаться такой же круглой, как при полностью открытом состоянии. Это связано с ограниченным количеством лепестков диафрагмы. При закрытых диафрагмах вместо дисков (кружочков, кругляшков) в зоне нерезкости появляются многоугольные фигуры.
4. Дистанция фокусировки. Чем ближе положения фокусера к МДФ (минимальной дистанции фокусировки), тем сильней будет размытие. Потому, даже на «темный» объектив можно получить хорошее размытие, снимая предметы крупным планом, когда объектив сфокусирован настолько близко, насколько это возможно. Проведите эксперимент, возьмите свой китовый объектив (либо, любой другой), отключите автоматическую фокусировку, установите МДФ и попытайтесь снять какую либо мелочь, например, вазон, чашку чая. Потом посмотрите на зону нерезкости, она будет сильно размыта.
5. Оптическая схема объектива, которая, собственно и формирует необычный узор для каждого объектива в отдельности. Лично я считаю хорошей оптической схемой с приятным боке, схему типа Sonnar. Но сейчас просто море других хороших объективов с непонятными многолизновыми схемами и приятным боке.
6. Косвенно влияет размер матрицы. Просто, с одним и тем же объективом для одной и той же композиции (компоновки кадра) с разной величиной матрицы будет разная дистанция фокусировки, потому, и интенсивность размытия выше. Более детально в разделе про Кроп-Фактор.
7. Задний и передний план. Очень важно, чтобы было понимание, что рисунок размытия зависит от того, что будет размываться. Яркие одиночные источники света обычно превращаются в светящиеся диски, а однородный фон в мягкую пластичную кашу.
![](http://static.diary.ru/userdir/3/0/9/4/309466/81483419.jpg)
Боке наиболее важно для портретной и макро съемки, потому что именно в них необходимо отделить объект съемки от фона, размыть фон, чтобы он не отвлекал от модели.
Теперь немного философии. Нет понятия «правильного» или «неправильного» боке. Это все очень субъективно. Но стоит признать, что оно не везде уместно и оно не должно отвлекать от главного объекта фотографии, если конечно само боке не главное в фотографии.
Дальше надо было бы написать про личный опыт. Ну, он наверно есть у всех, особенно в кремовом. (Фото внизу с ребенком - это мной сделанное фото моей племяшки.) А вот «кружочки» я никогда не делала. Внизу будет две ссылки как сделать красивые «кружочки».
На этом все. Это первая из статей, которую я писала сама, прочитав кучу сайтов (ссылки на них в источниках) с минимальным цитированием. Это заняло у меня пол рабочего дня (не долго, меня постоянно отвлекал телефон!!!), но мне кажется, что это правильно и неплохой шаг вперед. Правда времени это отнимает больше, чем я думала. Надеюсь, вам все понятно и понравилось. Спасибо за внимание и удачки!
![](http://static.diary.ru/userdir/3/0/9/4/309466/81483452.jpg)
Как сделать красивые "кружочки":
photo-monster.ru/lessons/read/sozdanie-krasivog...
photolunch.ru/2011/12/kak-poluchit-effect-boke-...
Источники